Исследования

СТАТЬИ

1. Kurmanalina, S., Samambayeva, A., Akhtayeva, N. et al. Awareness of Autism Spectrum Disorder Among Population of Kazakhstan. J Autism Dev Disord (2024). https://doi.org/10.1007/s10803-024-06350-1

СКАЧАТЬ

2. Kosherbayeva L, Kozhageldiyeva L, Pena-Boquete Y, Samambayeva A, Seredenko M. Effects of autism spectrum disorder on parents labour market: Productivity loss and policy evaluation in Kazakhstan. Autism. 2024 Sep 4:13623613241273042. doi: 10.1177/13623613241273042.

СКАЧАТЬ

3. Akhtayeva N, Kosherbayeva L, Imamatdinova A, Šmigelskas K. Wellbeing of parents raising children with autism spectrum disorder and the role of psychologists. Archives of Medical Science. 2024. doi:10.5114/aoms/190772.

СКАЧАТЬ

4. Кошербаева Ляззат, Самамбаева Айжан, Сабырділда Жанар, Кожагельдиева Лаура (2023) Роль искусственного интеллекта для лечения детей с расстройством аутистического спектра: международный опыт. Клиническая медицина и фармакология (39-47) https:// DOI 10.53511/PHARMKAZ.2023.32.31.007

СКАЧАТЬ

5. Lyazzat Kosherbayeva, Kamshat Tolganbaeva, Sandugash Kurmanalina, Laura Kozhageldiyeva (2023) Psychological support for parents raising children with autism spectrum disorders. SCIENCE & HEALTHCARE (214-222)  https:// DOI 10.34689/SH.2023.25.3.028

СКАЧАТЬ

6. Lyazzat Kosherbayeva, Sandugash Kurmanalina, Nazgul Akhtaeva, Aizhan Samambayeva, Kuanysh Altynbekov (2023) Understanding autism spectrum disorders among the population of Kazakhstan. SCIENCE & HEALTHCARE (133-139) https:// DOI 10.34689/SH.2023.25.4.016

https://newjournal.ssmu.kz/upload/iblock/a81/6qvro0ejzg6qy3s89yopw3n5cga251cg/133_139_4_25_2023.pdf

7. L. Kosherbayeva, L. Kozhageldiyeva, A. Kaukenova, A. Samambayeva (2023) Situational analysis of intersectoral care for children with Autism spectrum disorder.  Pedagogy and Psychology, Volume 57 (2023): Issue 4 (December 2023) p. 98-104 DOI 10.51889/2960-1649.2023.15.4.003

https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/1365

8. Laura Kozhageldiyeva, Lyazzat Kosherbayeva, Zhanara Sabyrdilda, Assem Kaukenova, Sandugash Kurmanalina (2023) Perceptions regarding autism spectrum disorders among population of Kazakhstan. JOURNAL OF CLINICAL MEDICINE OF KAZAKHSTAN (41-47)

https://doi.org/10.23950/jcmk/14264

9. M. Suleimen, L. Kozhageldiyeva, N. Akhtayeva, L. Kosherbayeva (2024) The role and used tools of psychological-medical-pedagogical consultations in work with autism spectrum disorder children. AL-FARABI KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY JOURNAL of Educational Sciences No1 (78) https://doi.org/10.26577/JES2024780104

https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/issue/view/50/1

10. Kosherbayeva, Lyazzat & Kozhageldieva, Laura & Kurmanalina, Sandugash & Šmigelskas, Kastytis. (2024). Analysis of the effectiveness of the advanced training program «Rehabilitation of children with autism spectrum disorder». Journal of Health Development. 55. 80-84. 10.32921/2225-9929-2024-1-55-80-84.

https://jhdkz.org/index.php/jhd/article/view/683/182

11. Kosherbayeva, . L. ., Ismagulova, S., Kozhageldiyeva, L., Akhtayeva, N., & Pena-Boquete , Y. (2024). Issues of teachers’ preparedness to support learners with Autism Spectrum Disorder in schools of Kazakhstan. Bulletin of L.N. Gumilyov Eurasian National University. Pedagogy. Psychology. Sociology Series.146(1), 71–83.

https://jhdkz.org/index.php/jhd/article/view/683/182

12. Sandugash Kurmanalina, Aizhan Samambayeva, Nazgul Akhtayeva, Laura Kozhageldiyeva, Lyazzat Kosherbayeva (2024) Awareness of Autism Spectrum Disorder Among Population of Kazakhstan. Journal of Autism and Developmental Disorders

https://doi.org/10.1007/s10803-024-06350-1

13.Lyazzat Kosherbayeva, Kuanysh Altynbekov, Laila Imangalieva, Nazgul Akhtayeva, Laura Kozhageldiyeva, Sandugash Kurmanalina, Aziza Imamatdinova (2024) PRIMARY CARE PSYCHOLOGISTS’ KNOWLEDGE OF AUTISM SPECTRUM DISORDERS. Science and Healthcare. 2024;26(3):10-20. https://doi.org/10.34689/SH.2024.26.3.010.

https://drive.google.com/file/d/1QlknUWQRgTnP_fhwaI1X_vGMfzmh3KKz/view?usp=share_link

14. Каукенова Ә., ŠMIGELSKAS K., Ismagulova S., Butabayeva L., Kozhageldiyeva L. ACCOMPANYING A STUDENT WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN SCHOOLS IN KAZAKHSTAN: THE ROLE OF A TEACHER ASSISTANT // Pedagogy and Psychology. – 2024. – № 3(60). – С.13–22: DOI: 10.51889/2960-1649.2024.60.3.002 

https://www.researchgate.net/publication/380378207_Issues_of_teachers’_preparedness_to_support_learners_with_Autism_Spectrum_Disorder_in_schools_of_Kazakhstan

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. ПО ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ НА УРОВНЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В последние годы наблюдается рост расстройств аутистического спектра (РАС) во всем мире. Понимание о РАС и осведомленность о последних достижениях в данной области позволит вовремя провести анализ состояния ребенка и своевременно оказать всестороннюю поддержку родителям и опекунам детей с РАС. В данных методических рекомендациях рассмотрены вопросы распространенности и ранней диагностики РАС у детей на уровне первичной медико-санитарной помощи, представлена информация о последних изменениях в классификации РАС, а также некоторые аспекты поддержки опекунов детей с РАС. Представленные методические рекомендации не претендует на то, чтобы охватить все «вмешательства», связанные с РАС. Методические рекомендации предназначены для медицинских специалистов, а также других заинтересованных сторон. СКАЧАТЬ
  2. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОПЕКУНОВ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Целью является предоставить родителям и опекунам детей с РАС не только понимание основных аспектов РАС, но и практические инструменты, советы и стратегии, которые помогут вам лучше понять и поддерживать вашего ребенка. Мы верим, что ваша роль родителей или опекунов — это ключевой фактор в развитии и благополучии вашего ребенка, и мы хотим предоставить вам все необходимое, чтобы справляться с этой ответственной задачей наилучшим образом. СКАЧАТЬ
  3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО КЛАССА С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. В методической рекомендации представлены причины возникновения расстройств аутистического спектра (РАС), некоторые аспекты ранней диагностики и ее распространенность в мировом масштабе. Также освещены аспекты по формированию здорового класса, где обучаются дети с РАС. Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов, организаторов в области образования, докторантов, магистрантов и студентов ВУЗов, а также других заинтересованных сторон. СКАЧАТЬ
  4. ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Эффективное оказание социальной помощи семьям детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) требует скоординированной работы различных ведомств и организаций. В данных методических рекомендациях обобщён опыт работы по сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС. Они предназначены для социальных работников, оказывающих помощь на уровне первичной медико-социальной помощи, а также будут полезны родителям детей с РАС. Рекомендации включают в себя методы и практики, направленные на формирование осведомлённости о доступных ресурсах, содействие в решении проблем адаптации и интеграции, а также поддержку семьи в процессе воспитания и развития ребёнка с РАС. Эти рекомендации являются важным инструментом для специалистов и родителей, стремящихся обеспечить полноценную жизнедеятельность детей с РАС и их успешную интеграцию в общество. СКАЧАТЬ
  5. ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ Одним из приоритетных направлений образования в Республике Казахстан является достижение 4-й Цели устойчивого развития – обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для всех. Это включает равный доступ к качественному образованию и поддержку обучения на протяжении всей жизни. Важность качественного образования, учитывающего индивидуальные особенности учеников, подчёркивается в программных и законодательных документах страны. Современные педагоги должны формировать у детей глобальные навыки и стремление к непрерывному обучению. Школьная среда должна обеспечивать всем детям, включая тех, у кого есть поведенческие и специфические трудности, возможность получить качественное образование. Методическое пособие включает характеристику психофизиологических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), рекомендации по их включению в общеобразовательный процесс, и направлено на поддержку школ в организации психолого-педагогического сопровождения таких детей. СКАЧАТЬ
  6. ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Образование детей с особыми образовательными потребностями (ООП) является ключевым для их успешной интеграции в общество и самореализации. Главной задачей государства и общества является создание условий и оказание поддержки для обеспечения их социальной реабилитации и адаптации. Инклюзивное образование, основанное на принципах равенства и сотрудничества, рассматривает индивидуальные особенности детей как возможность обогащения образовательного процесса. Методические рекомендации содержат описание психофизиологических особенностей детей с расстройствами аутистического спектра, а также практические советы для педагогов по созданию инклюзивной образовательной среды. СКАЧАТЬ
  7. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ И УСТОЙЧИВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛЮДЕЙ С АУТИЗМОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО И РЫНОК ТРУДА. СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И НЕЗАВИСИМАЯ ЖИЗНЬ В работе даны рекомендации по созданию поддерживающей среды, адаптации рабочих мест, обучению персонала и разработке программ профессиональной подготовки для людей с аутизмом, с целью обеспечения ими равных возможностей на рынке труда и успешной адаптации в профессиональной среде. Рекомендовано для специалистов в области социальной работы, психологии, образования и здравоохранения, а также руководителям организаций, занимающихся интеграцией людей с аутизмом в общество и рынок труда. Она также может быть полезна родителям и опекунам детей и взрослых с аутизмом, а также самим людям с аутизмом, желающим улучшить свою социальную интеграцию и независимую жизнь. СКАЧАТЬ
  8. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В учебно-методических рекомендациях представлены современные проблемы методологии изучения аутистического поведения, описаны методы и техники разработки индивидуализированных программ для развития навыков детей с расстройством аутистического спектра (РАС), затронуты вопросы роли семьи, как партнера в воспитании и обучении ребенка с РАС. Рекомендации предназначены для сотрудников психолого- медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогических консультаций, специальных педагогов, а также будут полезны родителям детей с РАС. СКАЧАТЬ
  9. МЕНТАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УХОД ЗА ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В методическом пособии представлен анализ психологической адаптации родителей в ситуации принятия особенностей развития ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), а также методов психологической поддержки данной категории клиентов. Предлагаемый в пособии материал может быть полезен для психологов, социальных работников, педагогов-психологов, психотерапевтов, неврологов, патронажных медсестер, специализирующихся в вопросах консультативно- коррекционной и профилактической помощи родителям детей с РАС и формировании у них конструктивных способов социально-психологической адаптации в изменившихся условиях жизнедеятельности семьи. СКАЧАТЬ
  10. ЖИЗНЬ БЕЗ БАРЬЕРОВ: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Данные методические рекомендации предоставляют практические советы для семей, медицинских и социальных работников, педагогов, врачей-резидентов, менеджеров здравоохранения, а также студентов и магистрантов, обучающихся по образовательным программам «Общественное здравоохранение» и магистрантов, изучающих «Менеджмент в здравоохранении». Их целью является улучшение условий жизни людей с ограниченными возможностями посредством всесторонней поддержки и междисциплинарного сотрудничества. Рекомендации включают советы по созданию благоприятной среды, предоставлению медицинской помощи, социальной интеграции и психологической поддержки.  СКАЧАТЬ
  11. КОМАНДНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (IEP) ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА    Методические рекомендации «Командный подход при разработке индивидуальной учебной программы (IEP) для детей с расстройством аутистического спектра» направлены на всестороннее развитие их навыков, включая социальные, коммуникативные, трудовые, адаптивные, когнитивные и двигательные. IEP является ключевым инструментом для регистрации и отслеживания индивидуализированных целей и задач, отвечающих уникальным потребностям каждого учащегося. Создание IEP способствует защите интересов ребенка, обеспечивая необходимую образовательную поддержку. Эти рекомендации помогут родителям и педагогам понять основные компоненты IEP, процесс его разработки, а также важность сотрудничества для создания плана, способствующего академическому и личностному росту ребенка. СКАЧАТЬ                                             

МОНОГРАФИЯ

Данная монография содержит некоторые результаты научных исследований в рамках темы BR18574199 «Интеграция детей c расстройством аутистического спектра в социально- образовательную среду на основе всесторонней поддержки: вызовы и преимущества» программно-целевого финансирования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.Монография адресована педагогическим работникам, практикующим обучение детей с РАС, в том числе в условиях инклюзивного образования, студентам и магистрантам образовательных программ в области психологии, педагогики и медицины. СКАЧАТЬ